Одна из версий возникновения

История эта началась приблизительно в 7-ом веке в Китае, во времена династии Тан. В это время буддизм, распространяющийся в Китае с середины 1-ого века, стал государственной религией. А буддийское духовенство делилось на две неравные группы. Большинство, живущее в монастырях, - и бродячих монахов "люгай". Они никому не подчинялись, а их проповеди сильно отличались от "официальной концепции".

http://photofile.com.ua/photo/noname07/ … 063164.jpg
Экипировка ниндзя

Борьба с инакомыслящими велась жестокая. Власти обвиняли их в колдовстве и извращении буддизма. В свою очередь, странствующие монахи частенько примыкали к отрядам повстанцев, а то и к шайкам разбойников. В среде этих самоотверженных поборников своей веры сложилось особое искусство выживания в любых условиях "люгань мэнь" ("врата учения нищих монахов"). Вооружённые этим невидимым оружием, они странствовали всё дальше и дальше, и наконец добрались до Японии.

В стране Восходящего солнца, как известно всё изменяется и становится японским. Как кэмпо превратилось в каратэ, так и "люгай" превратились в "сидосо" - монахов, не имеющих государственной лицензии. Один из них, Энно Одзун (634 - 703 гг.), прожив отшельником более 30 лет, соединил "люгань мэнь" с синтоинским культом гор, получив учение "Сюгендо" ("Путь обретения могущества").

Скоро последователи нового учения повторили судьбу своих китайских собратьев. Они тоже не подчинялись властям, не платили налогов и ещё лишали монастыри части пожертвований, которые крестьяне отдавали бродячим монахам и отшельникам, пользовавшихся в их среде гораздо большим почетом, чем официальное духовенство. С усилением репрессий отшельники объединялись в замкнутые общины, превратившиеся в последствии в кланы.

Скрывались адепты этого, запрещённого властью, учения, преимущественно в горах, отчего и получили название "яма-но-хидзири" ("горные мудрецы"). Для выживания они организовали группу монахов-воинов, главной задачей которых стала защита общины от самурайских отрядов. А после одного крупного неудачного восстания в 764 г. их ряды ощутимо пополнились бежавшими в горы мятежниками, оставшимися без хозяев самураями - ронинами. К концу 9-ого - началу 10-ого веков их стали называть "яма-буси" ("спящие в горах", или - в другом значении этих иероглифов - "горные воины").

С середины 10-ого и до середины 17-ого веков любимым делом японских князьков была война со своими соседями. 700 лет непрекращающихся междоусобиц, в которых выживали лишь те, кто был сильнее, а также те, кто обладал лучшей развединформацией о противнике. Вот только самураи в разведчики не годились. Бусидо - самурайский кодекс (Бу - воин; си - служба; до - путь) не позволял. Вот эту незаполненную нишу в военном деле и заняли "яма-буси" с их отточенным в сложнейших условиях искусством выживания.

Естественно, те князья, что пользовавшиеся их услугами, имели преимущество над своими противниками, так что монахи-воины без работы не оставались. Причём часто бывало, работали сразу на две противоборствующие стороны. Это приносило прибыль и обеспечивало безопасность клана. Кроме того, участие в бесконечных войнах привело к тому, что система их боевой подготовки стала быстро совершенствоваться. Так кланы превратились в школы ниндзюцу (один из вариантов перевода - "искусство тайных действий"). В 13-ом веке было известно около 20-ти таких школ, а к 17-ому их насчитывалось больше 70-ти.

Но после 1615 года, с концом феодальных войн и объединением Японии в централизованное государство, начался упадок ниндзюцу. После буржуазной революции 1867-68 гг. от их кланов остались лишь несколько семей, в которых искусство ниндзюцу передавалось по наследству.

Ниндзюцу - искусство побеждать.
http://photofile.com.ua/photo/noname07/ … 063165.jpg

Экспонаты в музее ниндзя города Ига-Уэно, Япония

Японский иероглиф "нин" имеет несколько значений. Его можно перевести, как терпение, выносливость, так же он может означать и незаметный, скрытный. А иероглиф "дзя" - означает личность. Таким образом, о ниндзя можно сказать, что он действует незаметно и терпеливо. А ниндзюцу переведём как "искусство тайных действий" или "искусство терпеливых".

Однако, если копнуть глубже, иероглиф "нин" образован из двух меньших иероглифов, из который верхний означает "клинок", нижний - "сердце" или "дух". И 33-й патриарх школы ниндзюцу Тогакурэ-рю Тосицугу Такамацу, прозванный Монгольским тигром, переводил ниндзюцу как "искусство побеждать врагов несмотря ни на что".

Ниндзюцу как доктрина делилось на три части - высшее, среднее и низшее, которые соответствовали внутренней иерархии, существующей внутри кланов ниндзя.

Высшее, для патриархов клана, - "дзёнин", - наука о политике, о механизмах государственных переворотов, крупных провокаций, мятежей и способов предотвращения всего этого.

Среднее, для "офицеров" клана, - "тюнин" - техника агентурной разведки, методы вербовки, конспирации, использовании вражеских агентов, сбор и анализ информации...

Низшее, предназначенное для "солдат", - "гэнин" - техника разведки, диверсий и как сейчас говорят - террористических акций. Ну и, конечно же, рукопашный бой (а надо сказать, что ниндзя не разделяли бой с оружием и бой без оружия, так как их учили превращать в оружие всё, что только может попасться под руку, не говоря уже о захваченном оружии противника).

Это как раз то, что в весьма урезанном и разбавленном варианте преподают в современных школах ниндзюцу.

В отличие от подавляющего большинства известных японских боевых искусств, ниндзюцу было в высшей степени функциональным. Во времена постоянных войн, мастер, отдающий предпочтение в технике красоте в ущерб её эффективности очень быстро погибал, но с наступлением более мирного времени (с середины 17-ого века) боевые искусства всё дальше стали удаляться от главного своего предназначения. Зато они стали более доступны (в том числе и для понимания) широким слоям населения, что привело к тому, что процветали более эффектные, а не эффективные (но не придающие значения эстетике движений) стили. Впрочем, это случилось не только в Японии.

Один из главных (если не самый главный) принцип боевого искусства ниндзя - "Ин-син тонкэй" (максимальный результат минимальными усилиями). В рукопашной схватке это означало победить во что бы то ни стало, эффективно используя слабые места противника. Ну и конечно нападать лучше всего внезапно, тогда, когда этого не ждут, со спины, или отвлечь внимание позволяющей сэкономить время и силы хитростью...

Конечно, с точки зрения самураев, это бесчестно. Но честью для ниндзя было, в первую очередь, - выживание своего клана. Всё остальное, что могло помешать этому, в том числе и проигрыш в бою, был непозволительной роскошью.

Но вернёмся к искусству боя. Всё, что не могло быть использовано для победы, всё лишнее (хоть и очень красивое) в ниндзюцу просто не использовалось. И оно имеет очень мало общего с тем, что показывают в голливудских фильмах, где после каждого удачного приёма ниндзя замирают в красивых позах.

Если взять требования к рукопашному бою американских зелёных беретов (впрочем, они схожи для спецназа любой страны), то любой поединок должен быть выигран менее чем за 30 секунд. В противном случае шансы диверсанта на выживание стремительно приближаются к нулю. Ну а для средневековых ниндзя требования к схватке были ещё жёстче: ведь им приходилось иметь дело не с современными, пусть и хорошо, но обученными всего за пару лет солдатами, - а с потомственными воинами.

С другой стороны, такой реальный бой по зрелищности не идёт ни в какое сравнение с постановочной боевой сценой в кино. Чего стоит сцена, в которой "главный ниндзя", забыв о сути своего искусства - быть незамеченным, то есть всегда, когда возможно, добиваться своей цели без открытого боя, - рубится с полчищами врагов половину экранного времени. Да и разрекламированный (по крайней мере, в Америке) образ странных людей, кидающихся с мечами на вооружённых автоматами солдат и с упорством маньяков отказывающихся пользоваться огнестрельным оружием, ниже всякой критики... Ведь настоящие ниндзя специально тренировались захватывать в бою оружие противника и с большим мастерством применять его...

Удивительно, что консультантами этих фильмов как раз выступали люди, хорошо разбирающиеся в боевых искусствах вообще и в ниндзюцу в частности (например, знаменитый актёр Шо Косуги, которого в детстве, с 7 до 12 лет обучал настоящий ниндзя). Конечно, этому есть простое объяснение - ниндзя пошутили. Что вполне сочетается с их доктриной представляться перед всем миром кем угодно, только не самими собой.

Надо сказать, что такое поведение (на экране) вполне окупается. Да и в коммерческом отношении современные школы ниндзя, где доверчивых американцев и европейцев учат «настоящему» ниндзюцу, процветают. Чего только стоит одна экипировка, заказываемая в Японии. Но даже на низшую часть искусства ниндзя они не тянут. Ведь искусство рукопашного боя и обращения с оружием - совсем не главное в ниндзюцу.

В десятитомном трактате, датируемым 1676 годом "Бансэн Сюкай" ("Десять тысяч рек впадают в море") дзёнин клана Ига-рю, Фудзибаяси Ясутакэ, высказывает мнение, что на уровне приёмов любой человек может действовать как ниндзя. Но для настоящего овладения сутью ниндзюцу, искусства побеждать не только врагов, не только обстоятельства, но и себя, одних тренировок мало...

Ни раем, ни адом
Меня не смутить,
В лунном сиянье стою -
Ни облачка на душе...

(Уэсуги Кэнсин, 16 век)